Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма

Присоединяйтесь к нам в
Помощь в поиске: самое популярное на сайте
первые признаки обучение социальная история инклюзия ребёнок обучение чтению диагноз аутизм шизофрения поведение функция поведения аутичный ребёнок логопед агрессия Имитация с использованием крупной моторики игры рассказ о непохожем брате инклюзивный класс Юлиана Пьянкова откуда беруться дети с аутизмом синдром Аспергера воспитание «исключительные дети» ежедневное расписание Имитация сложных движений PECS дружба игра одаренность с дисгармоничным типом развития сенсорные ощущения самостимуляция мультфильм как научить ребёнка Picture Exchange Communication System аутизм Успокаивющие методы фильм о детях с аутизмом Сенсорная стимуляция самоповреждение надевать обувь диагноз Расслабление издевательства в школе Сенсорные стратегии речевые шаблоны братик родители высокофункциональный аутизм контакт глазами помощь ребёнку с аутизмом книги особому ребенку имитация сенсорная игра стимминг гнев особенности поведения игра с аутичным ребёнком поведенческий момент уроки доброты книга школа артикуляционная гимнастика эмоциональный интеллект Конвенция о правах инвалидов лицевая слепота мультик Имитация с предметами видеоуроки поведенческий импульс клуб тьюторов моббинг Луна Одежда для уменьшения стресса и поведенческих проблем в школе и дома агрессивное поведение утежеленное одеяло эмоции система коммуникации через обмен картинками друг тьютор нейротипики ABA фонд «Выход» выгорание от аутизма Визуальные подсказки
К началу Отвечаем на Ваши вопросы Письмо чуткого дедушки

Письмо чуткого дедушки

Вопрос:

Анна, добрый день, не знаю дойдет ли мое письмо к Вам?

Вот с такой проблемой столкнулся я в своей жизни В свое время у моей дочери поставлен диагноз аутизм ее сыну, т.е. моему внуку. В чем он выражается: когда он восхищается или доведен до истерики он жмет кулачками свои щечки, ну это у него с самого рождения и нам сначала было даже интересно что он так делает. Говорить он помаленьку начал примерно с 4х лет. Я с ним играл маленькими игрушками из киндер сюрпризов. Была такая игрушка курочка и я ему показывал как она прыгает и как кудахчет и поэтому его первое слово было «Ко-ко-ко», потом он начал прыгать на диване и я его звал Санька и однажды у него выскочило это слово, потом я сжимал замком свои руки внизу, садил его раскачивал его и бросал с возгласом оппа на кровать он также стал говорить оппа, потом стали ездить с ним к дельфинам и он начал постепенно говорить мы конечно радовались каждому его новому слову или дельфины ему помогали или само время.

Потом начали с ним лепить простенькие вещи из пластилина, например вазочку с яблоками, ну вообщем все простенькое и он этим увлекся, а когда ему исполнилось 9 лет и он вылепливал очень хорошо маленьких зверушек, птичек. Саша любил подолгу играть одной и той же игрушкой, когда я купил ему металлический конструктор с болтиками и гаечками, он с удовольствием закручивал гаечки и мы с ним собирали различные самолеты по инструкции, которая прилагается к конструктору, но я его предупредил, что после того как мы соберем какую либо модель, он поиграет ей, а потом мы ее разберем и будем собирать другую модельку он согласился. Прошли только сборку самолетиков, а потом он остыл к этому занятию.

Еще до школы мы стали с ним заниматься тем что ставили из маленьких игрушек по сказкам разные постановки. Делали это примерно так (это была наша первая сказка про колобок): из лего собрали маленький домик из шарика нарисовали колобок, а из игрушек набрали всех артистов по сценарию. По вечерам перед сном я всегда читал ему сказки и после того как я несколько раз Саше прочитаю какую-нибудь сказку он ее запоминал и мы ее ставили. Так он выучил и мы поставили очень много сказок. Потом он даже стал уговаривать меня: «Дедушка давай сыграем эту сказку ведь артистов и реквизита для нее надо не много, а чего не хватит я слеплю из пластилина» ну я конечно всегда соглашался. Сначала он часто повторял одну и ту же сказку потом повторять переставал, ему хотелось все новые ставить, как-то мы с ним ставили сказку Юрия Цейткина «Репетиция» каких реквизитов в игрушках не хватало Саша лепил из пластилина или вырезал из картона, или какого-нибудь животного не находилось, например не было верблюда он слепил горбики лошадке чтобы получился верблюд. Фантазия у него огромная. Когда ему было лет пять и мы копали картошку он сочинил сказку: «Посадил дед картошку и выросла картошка большая-пребольшая и т.д.»

Закончил Саша 1 й класс в числе первых двух лучших из класса, правда в классе к концу года осталось всего 7 человек. Хотя с вечера он начинал говорить что не пойдет завтра в школу, а утром со слезами собираю его в школу, но только переступает порог школы его как будто кто подменяет: спрашивает у учителя какой будет урок достает учебник, пенал, дневник и аккуратненько кладет на край парты А дома он был совсем другой, когда я звал его делать уроки Саша, если ни чего не делает, соглашается, но не садится делать уроки, ну а если смотрел мультик или что-нибудь лепит из пластилина, говорит: «Подожди сейчас закончится мультик или долеплю из пластилина будем делать уроки», но кончался мультик он начинал смотреть другой, а за уроки не садился, ну а если сядет за стол, то думает о чем-то о другом, его очень трудно сосредоточить на выполнение домашнего задания. Очень трудно было петь сначала с ним вместе песни, но потом научился и даже было пел один.

Чем старше он становился тем больше появлялось у него различных жестов, например: прижимает плечи к туловищу, а предплечьями машет взад вперед градусов на 25 при этом пальчиками хлопает по одноименным ладошкам; проводит резко перед лицом на уровне рта ладошкой а в конце движения быстро сжимает пальчики в кулачек а мизинец не сжимает со всеми пальчиками в кулачек и еще, всех не опишешь,все это он делает очень быстро и все это сопровождается возгласами: А-А, И-И, И-ХА-ХА, ХА-ХИИ, ИЙ, ЕЭЕ и не просто так их выкрикивает, а как бы, если сказать языком музыканта из-зо такта. Жмет он щечки примерно так. Правой рукой: большой палец прижимает к углу нижней челюсти, мизинец прижимает к крылу носа, указательный к козелку уха, а остальные пальчики прижимает к самой щечке. Левой рукой: большой палец прижимает снизу к нижней челюсти, а остальные сжаты в кулачек и давят на щечку, но указательный и мизинец немного выдвинуты вверх. Жмет он их подолгу с небольшими перерывамии похоже очень сильно. Конкретную причину установить не могу (вроде от восхищения когда играет на пластейшене , на телефоне или на компьютере). Когда придет в школу и приготовится к уроку, т.е. достанет учебник, тетрадку, пенал и начинает ходить по классу и жаться и громко кряхтит. Про такой стим я даже нигде не читал. Что только я с Сашей не делал , чтобы он освободился или хотя-бы уменьшил это стим: «Ласковый мелок», и делаю его так: слегка задевая пальцем голую спину рисую солнышко, луну, месяц, звезды на небе, большую медведицу, ромашку, василек, колокольчик, домики, разные цифры и знаете через какое-то время он стал меньше жаться и пятно практически исчезло, еще «Волшебный сон» различные упражнения на расслабление мышечных зажимов как «Сосулька». «Тяни» «Черепаха» «Буратино» и еще много, много, но ничего не помогает, в том месте на скуле где он сжимает щечки у него даже появлялось коричневое пятно с правой стороны диаметром 5-6 см. Днем у Саши всегда влажные ладошки и первую половину ночи всегда потеет и пока не заснет почему-то вздрагивает. Где-то я вычитал что надо повторять его движения при стиме и я попробовал также зажал кулаками свои щеки, дак он подбежал ко мне со звуками: «У-тю-тю-тю-тю» - это звуки из упражнения «Буратино», что-то больше я так не делаю. Мы не знаем что нам делать когда Саша начинает кулачками сжимать щечки я ему говорю: «Сашенька успокойся», но это не помогает и надо ли его останавливать? В свое время я его научил играть в шахматы и когда он учился играть все было нормально, а потом, если он играл с компьютером, то вообще не переставал жать кулачками щечки и я его больше не прошу его играть с компьютером Еще он очень часто повторяет какое-нибудь выражение по нескольку раз, когда что-нибудь рассказывает, например: « Дедушка мы ходили в зоопарк и видели там голубого попугая» и так несколько раз, а мы говорим: «Сашенька ну ты сказал один раз и хватит» но это тоже его не останавливает. Или примерно так: «И вот дедушка, (5 – 6 раз, а может больше), помнишь когда в доме у нас отключили электричество (5 – 6 раз, а может больше), и я подумал (5 – 6 раз, а может больше), что у нас в доме произошло небольшое ЧП (5 – 6 раз, а может больше), потом электричество включили.

С возрастом истерик у него стало поменьше. Раньше после еды, но сейчас меньше, ел много хлеба в сухомятку, подбежит к хлебнице, отломит кусок и ест. Сейчас по возможности перешли на безглютеновую диету, сначала он кричал что хочет пшеничного хлеба, но сейчас дочь научилась печь хлеб из муки без глютена, вроде он привык к нему, а казеин по анализам у него в норме. Много пьет воды. Два года по воскресениям на дому его учили играть на пианино и вроде получалось я его как-то попросил что-нибудь сыграть на пианино не дома, а он сказал: «Дедушка у меня же нет нот». В настоящее время пианино уже заброшено. Саша очень добрый: когда он только начал учиться в школе им за хорошие ответы давали конфетку дак он приносил эту конфету домой и делился со старшим братом, который учился в 4м классе; как-то приехали на дачу Саша нашел три ягодки малины он одну отдал брату вторую двоюродному брату, а третью съел сам. В первом классе в начале учебного года у них в классе появился драчун, который как-то ударил Сашу и Саша дал ему сдачи, но преподаватель начала конфликта не видел он отругал Сашу и Саша сделался виноватым и так несколько таких случаев и Саша не стал давать сдачу а просто говорил обидчику что я тоже могу тебя ударить. С ним мы записались на бокс ходили два раза в неделю, в прихожей я повесил грушу и как-то сказал Саше: «Давай нарисуем лицо Матвея (драчуна) и ты будешь колотить его, на что он сказал; «Дедушка нельзя так делать».

После второго класса Саша бокс забросил, хотя два года ездил на бокс с великим удовольствием. Распорядок дня у нас был да и сейчас примерно такой: подъем, кормление черепахи, туалет, физзарядка, умывание, чистка зубов, завтрак, одевание и дорога в школу. Хотя он и упирается выполнять домашнее задание, но он очень ответственный, когда ляжем спать он спрашивает: «Дедушка а мы домашнее задание все сделали?», или вспомнит уже возле школы: «Дедушка я забыл почистить зубы», а как-то заболел и мне говорит: «Дедушка я ведь завтра буду дежурный по классу, что делать?», ну я его успокоил, и сказал ему что пока подежурит кто-нибудь другой, а потом , когда выздоровеешь, отдежуришь, он согласился. Саше на день рождения 30 июля после второго класса мама подарила ему планшет и у него сейчас любимое занятие это планшет и пластилин (с ним он пока не расстается), ко всему остальному он становится равнодушен. Считаю подарок планшета это великая ошибка моей дочери от него Саша не отрывается: по выходным с самого утра, а в те дни когда ходит в школу после школы не раздевается и сразу берет планшет и ни чем его не отвлечешь, не хочет идти гулять, кататься на коньках, хотя коробка всего двести метров от дома.

На даче я сделал ходули, сделал качели, грушу для бокса, корзину для баскетбола, городки, есть ракетки для бадминтона, для тенниса, есть футбольный мяч и хорошая площадка, автомобиль, который ездит от аккумулятора, роликовые коньки и ничего он не хочет. Летом на даче любит ловить лягушек и ящериц, для эти целей я сделал что-то наподобие стеклянной клетки, на дно которой постелил дерн, любит ходить на рыбалку, для чего копаем вместе дождевых червей, еще ему очень нравиться ездить на занятия по английскому языку в языковый центр «Британия», еще мы ходим в музыкальный театр «Орфей», где они поют, танцуют, но пришли к тому, что надо было идти на генеральную репетицию, а потом выступать на сцене и Саша не пошел на репетицию, а мне сказал: «Дедушка я не хочу чтобы меня такого видели», чего я больше всего боялся. В статье семь шагов как научить ребенка сотрудничать рекомендуется: начните с того, что пройдясь по дому, соберите все любимые предметы ребенка и положите в такое место, в котором он сможет их видеть, но не сможет достать Эти предметы в дальнейшем будут служить как поощрение, и пусть он хоть сколько ревет, не идти у его на поводу, но мне его жалко. Когда я ему говорю что уберу все игрушки, на что он мне говорит: «Дедушка ведь тебе меня будет жалко»

Саша закончил третий класс отличником, но это стоило ему, как мне кажется, очень больших усилий, чтобы у усвоить тему (особенно по математике) мне приходится увеличивать объем по сравнению с тем что им задали. С русским он справляется хорошо, также ему нравиться выполнять домашние задания по окр. миру, по чтению. Самое страшное что появлялось у него: боязнь. В конце учебного года в третьем классе Саша меня постоянно спрашивал: «Дедушка, а меня переведут в четвертый класс?, а вдруг не переведут». Стал бояться контрольных, хотя справляется с ними вроде не плохо. Самое слабое место у него по математике это решение задач. Чтобы избавиться от страхов мы с Сашей платно ездили к психологу, но 10 занятий психолога ему ничего не дали. У нас в Перми, для таких как Саша, абсолютно ничего нет. И все психологи про этот стим в один голос говорят так: «У всех они, даже у нормальных людей, разные: кто качает ногой, кто накручивает волос на палец, кто постукивает ногой и т. д» Сейчас мы в четвертом классе пока идем на пятерки, но все равно когда сядем делать домашнее задание он сидит как будто в какой-то оболочке и очень тяжело из нее выходит, поэтому в нормальной школе он не потянет, потому что ходим в школу 7го вида, не знаю как будет дальше, но недавно у него проскочило: «Дедушка, а меня переведут в пятый класс?», но только один раз больше я не слышал. Убедительно прошу Вас посоветуйте, что мне делать, времечко неумолимо бежит надо все как-то исправлять или пусть все идет так самотеком, куда направить его способности, с чем его приготовить к жизни, что у него развивать и как это узнать? Заранее благодарен, с уважением, Владимир. Убедительно прошу Вас не оставьте мое письмо без ответа.

Ответ:

Уважаемый Владимир, вы удивительный и чуткий дедушка. У Вас уже проделан колоссальный труд.

В Беларуси система образования строится по другим принципам, я не могу предположить, что такое школе 7 типа и какое образование она дает. Но по Вашему описанию у Вас высокофункционал

Возможно на этом сайте Вы найдете необходимую информацию.

Всего Вам хорошего,

Анна