Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма

Присоединяйтесь к нам в
Помощь в поиске: самое популярное на сайте
сенсорные ощущения синдром Аспергера фонд «Выход» самоповреждение воспитание Имитация сложных движений рассказ о непохожем брате диагноз аутизм социальная история ABA агрессивное поведение сенсорная игра логопед игры нейротипики инклюзивный класс Конвенция о правах инвалидов книги особому ребенку клуб тьюторов ребёнок братик Луна мультфильм имитация Визуальные подсказки Picture Exchange Communication System утежеленное одеяло как научить ребёнка PECS откуда беруться дети с аутизмом обучение чтению шизофрения надевать обувь Одежда для уменьшения стресса и поведенческих проблем в школе и дома дружба Расслабление лицевая слепота школа уроки доброты моббинг видеоуроки функция поведения артикуляционная гимнастика аутизм поведенческий момент книга Сенсорные стратегии помощь ребёнку с аутизмом особенности поведения система коммуникации через обмен картинками родители тьютор контакт глазами ежедневное расписание Имитация с использованием крупной моторики эмоциональный интеллект издевательства в школе агрессия самостимуляция одаренность с дисгармоничным типом развития диагноз друг речевые шаблоны гнев Успокаивющие методы стимминг игра Имитация с предметами выгорание от аутизма инклюзия первые признаки мультик игра с аутичным ребёнком высокофункциональный аутизм фильм о детях с аутизмом поведенческий импульс эмоции обучение «исключительные дети» поведение аутичный ребёнок Юлиана Пьянкова Сенсорная стимуляция
К началу Отвечаем на Ваши вопросы

Отвечаем на Ваши вопросы

Письмо чуткого дедушки

Вопрос:

Анна, добрый день, не знаю дойдет ли мое письмо к Вам?

Вот с такой проблемой столкнулся я в своей жизни В свое время у моей дочери поставлен диагноз аутизм ее сыну, т.е. моему внуку. В чем он выражается: когда он восхищается или доведен до истерики он жмет кулачками свои щечки, ну это у него с самого рождения и нам сначала было даже интересно что он так делает. Говорить он помаленьку начал примерно с 4х лет. Я с ним играл маленькими игрушками из киндер сюрпризов. Была такая игрушка курочка и я ему показывал как она прыгает и как кудахчет и поэтому его первое слово было «Ко-ко-ко», потом он начал прыгать на диване и я его звал Санька и однажды у него выскочило это слово, потом я сжимал замком свои руки внизу, садил его раскачивал его и бросал с возгласом оппа на кровать он также стал говорить оппа, потом стали ездить с ним к дельфинам и он начал постепенно говорить мы конечно радовались каждому его новому слову или дельфины ему помогали или само время.

Потом начали с ним лепить простенькие вещи из пластилина, например вазочку с яблоками, ну вообщем все простенькое и он этим увлекся, а когда ему исполнилось 9 лет и он вылепливал очень хорошо маленьких зверушек, птичек. Саша любил подолгу играть одной и той же игрушкой, когда я купил ему металлический конструктор с болтиками и гаечками, он с удовольствием закручивал гаечки и мы с ним собирали различные самолеты по инструкции, которая прилагается к конструктору, но я его предупредил, что после того как мы соберем какую либо модель, он поиграет ей, а потом мы ее разберем и будем собирать другую модельку он согласился. Прошли только сборку самолетиков, а потом он остыл к этому занятию.

Еще до школы мы стали с ним заниматься тем что ставили из маленьких игрушек по сказкам разные постановки. Делали это примерно так (это была наша первая сказка про колобок): из лего собрали маленький домик из шарика нарисовали колобок, а из игрушек набрали всех артистов по сценарию. По вечерам перед сном я всегда читал ему сказки и после того как я несколько раз Саше прочитаю какую-нибудь сказку он ее запоминал и мы ее ставили. Так он выучил и мы поставили очень много сказок. Потом он даже стал уговаривать меня: «Дедушка давай сыграем эту сказку ведь артистов и реквизита для нее надо не много, а чего не хватит я слеплю из пластилина» ну я конечно всегда соглашался. Сначала он часто повторял одну и ту же сказку потом повторять переставал, ему хотелось все новые ставить, как-то мы с ним ставили сказку Юрия Цейткина «Репетиция» каких реквизитов в игрушках не хватало Саша лепил из пластилина или вырезал из картона, или какого-нибудь животного не находилось, например не было верблюда он слепил горбики лошадке чтобы получился верблюд. Фантазия у него огромная. Когда ему было лет пять и мы копали картошку он сочинил сказку: «Посадил дед картошку и выросла картошка большая-пребольшая и т.д.»

Закончил Саша 1 й класс в числе первых двух лучших из класса, правда в классе к концу года осталось всего 7 человек. Хотя с вечера он начинал говорить что не пойдет завтра в школу, а утром со слезами собираю его в школу, но только переступает порог школы его как будто кто подменяет: спрашивает у учителя какой будет урок достает учебник, пенал, дневник и аккуратненько кладет на край парты А дома он был совсем другой, когда я звал его делать уроки Саша, если ни чего не делает, соглашается, но не садится делать уроки, ну а если смотрел мультик или что-нибудь лепит из пластилина, говорит: «Подожди сейчас закончится мультик или долеплю из пластилина будем делать уроки», но кончался мультик он начинал смотреть другой, а за уроки не садился, ну а если сядет за стол, то думает о чем-то о другом, его очень трудно сосредоточить на выполнение домашнего задания. Очень трудно было петь сначала с ним вместе песни, но потом научился и даже было пел один.

Чем старше он становился тем больше появлялось у него различных жестов, например: прижимает плечи к туловищу, а предплечьями машет взад вперед градусов на 25 при этом пальчиками хлопает по одноименным ладошкам; проводит резко перед лицом на уровне рта ладошкой а в конце движения быстро сжимает пальчики в кулачек а мизинец не сжимает со всеми пальчиками в кулачек и еще, всех не опишешь,все это он делает очень быстро и все это сопровождается возгласами: А-А, И-И, И-ХА-ХА, ХА-ХИИ, ИЙ, ЕЭЕ и не просто так их выкрикивает, а как бы, если сказать языком музыканта из-зо такта. Жмет он щечки примерно так. Правой рукой: большой палец прижимает к углу нижней челюсти, мизинец прижимает к крылу носа, указательный к козелку уха, а остальные пальчики прижимает к самой щечке. Левой рукой: большой палец прижимает снизу к нижней челюсти, а остальные сжаты в кулачек и давят на щечку, но указательный и мизинец немного выдвинуты вверх. Жмет он их подолгу с небольшими перерывамии похоже очень сильно. Конкретную причину установить не могу (вроде от восхищения когда играет на пластейшене , на телефоне или на компьютере). Когда придет в школу и приготовится к уроку, т.е. достанет учебник, тетрадку, пенал и начинает ходить по классу и жаться и громко кряхтит. Про такой стим я даже нигде не читал. Что только я с Сашей не делал , чтобы он освободился или хотя-бы уменьшил это стим: «Ласковый мелок», и делаю его так: слегка задевая пальцем голую спину рисую солнышко, луну, месяц, звезды на небе, большую медведицу, ромашку, василек, колокольчик, домики, разные цифры и знаете через какое-то время он стал меньше жаться и пятно практически исчезло, еще «Волшебный сон» различные упражнения на расслабление мышечных зажимов как «Сосулька». «Тяни» «Черепаха» «Буратино» и еще много, много, но ничего не помогает, в том месте на скуле где он сжимает щечки у него даже появлялось коричневое пятно с правой стороны диаметром 5-6 см. Днем у Саши всегда влажные ладошки и первую половину ночи всегда потеет и пока не заснет почему-то вздрагивает. Где-то я вычитал что надо повторять его движения при стиме и я попробовал также зажал кулаками свои щеки, дак он подбежал ко мне со звуками: «У-тю-тю-тю-тю» - это звуки из упражнения «Буратино», что-то больше я так не делаю. Мы не знаем что нам делать когда Саша начинает кулачками сжимать щечки я ему говорю: «Сашенька успокойся», но это не помогает и надо ли его останавливать? В свое время я его научил играть в шахматы и когда он учился играть все было нормально, а потом, если он играл с компьютером, то вообще не переставал жать кулачками щечки и я его больше не прошу его играть с компьютером Еще он очень часто повторяет какое-нибудь выражение по нескольку раз, когда что-нибудь рассказывает, например: « Дедушка мы ходили в зоопарк и видели там голубого попугая» и так несколько раз, а мы говорим: «Сашенька ну ты сказал один раз и хватит» но это тоже его не останавливает. Или примерно так: «И вот дедушка, (5 – 6 раз, а может больше), помнишь когда в доме у нас отключили электричество (5 – 6 раз, а может больше), и я подумал (5 – 6 раз, а может больше), что у нас в доме произошло небольшое ЧП (5 – 6 раз, а может больше), потом электричество включили.

С возрастом истерик у него стало поменьше. Раньше после еды, но сейчас меньше, ел много хлеба в сухомятку, подбежит к хлебнице, отломит кусок и ест. Сейчас по возможности перешли на безглютеновую диету, сначала он кричал что хочет пшеничного хлеба, но сейчас дочь научилась печь хлеб из муки без глютена, вроде он привык к нему, а казеин по анализам у него в норме. Много пьет воды. Два года по воскресениям на дому его учили играть на пианино и вроде получалось я его как-то попросил что-нибудь сыграть на пианино не дома, а он сказал: «Дедушка у меня же нет нот». В настоящее время пианино уже заброшено. Саша очень добрый: когда он только начал учиться в школе им за хорошие ответы давали конфетку дак он приносил эту конфету домой и делился со старшим братом, который учился в 4м классе; как-то приехали на дачу Саша нашел три ягодки малины он одну отдал брату вторую двоюродному брату, а третью съел сам. В первом классе в начале учебного года у них в классе появился драчун, который как-то ударил Сашу и Саша дал ему сдачи, но преподаватель начала конфликта не видел он отругал Сашу и Саша сделался виноватым и так несколько таких случаев и Саша не стал давать сдачу а просто говорил обидчику что я тоже могу тебя ударить. С ним мы записались на бокс ходили два раза в неделю, в прихожей я повесил грушу и как-то сказал Саше: «Давай нарисуем лицо Матвея (драчуна) и ты будешь колотить его, на что он сказал; «Дедушка нельзя так делать».

После второго класса Саша бокс забросил, хотя два года ездил на бокс с великим удовольствием. Распорядок дня у нас был да и сейчас примерно такой: подъем, кормление черепахи, туалет, физзарядка, умывание, чистка зубов, завтрак, одевание и дорога в школу. Хотя он и упирается выполнять домашнее задание, но он очень ответственный, когда ляжем спать он спрашивает: «Дедушка а мы домашнее задание все сделали?», или вспомнит уже возле школы: «Дедушка я забыл почистить зубы», а как-то заболел и мне говорит: «Дедушка я ведь завтра буду дежурный по классу, что делать?», ну я его успокоил, и сказал ему что пока подежурит кто-нибудь другой, а потом , когда выздоровеешь, отдежуришь, он согласился. Саше на день рождения 30 июля после второго класса мама подарила ему планшет и у него сейчас любимое занятие это планшет и пластилин (с ним он пока не расстается), ко всему остальному он становится равнодушен. Считаю подарок планшета это великая ошибка моей дочери от него Саша не отрывается: по выходным с самого утра, а в те дни когда ходит в школу после школы не раздевается и сразу берет планшет и ни чем его не отвлечешь, не хочет идти гулять, кататься на коньках, хотя коробка всего двести метров от дома.

На даче я сделал ходули, сделал качели, грушу для бокса, корзину для баскетбола, городки, есть ракетки для бадминтона, для тенниса, есть футбольный мяч и хорошая площадка, автомобиль, который ездит от аккумулятора, роликовые коньки и ничего он не хочет. Летом на даче любит ловить лягушек и ящериц, для эти целей я сделал что-то наподобие стеклянной клетки, на дно которой постелил дерн, любит ходить на рыбалку, для чего копаем вместе дождевых червей, еще ему очень нравиться ездить на занятия по английскому языку в языковый центр «Британия», еще мы ходим в музыкальный театр «Орфей», где они поют, танцуют, но пришли к тому, что надо было идти на генеральную репетицию, а потом выступать на сцене и Саша не пошел на репетицию, а мне сказал: «Дедушка я не хочу чтобы меня такого видели», чего я больше всего боялся. В статье семь шагов как научить ребенка сотрудничать рекомендуется: начните с того, что пройдясь по дому, соберите все любимые предметы ребенка и положите в такое место, в котором он сможет их видеть, но не сможет достать Эти предметы в дальнейшем будут служить как поощрение, и пусть он хоть сколько ревет, не идти у его на поводу, но мне его жалко. Когда я ему говорю что уберу все игрушки, на что он мне говорит: «Дедушка ведь тебе меня будет жалко»

Саша закончил третий класс отличником, но это стоило ему, как мне кажется, очень больших усилий, чтобы у усвоить тему (особенно по математике) мне приходится увеличивать объем по сравнению с тем что им задали. С русским он справляется хорошо, также ему нравиться выполнять домашние задания по окр. миру, по чтению. Самое страшное что появлялось у него: боязнь. В конце учебного года в третьем классе Саша меня постоянно спрашивал: «Дедушка, а меня переведут в четвертый класс?, а вдруг не переведут». Стал бояться контрольных, хотя справляется с ними вроде не плохо. Самое слабое место у него по математике это решение задач. Чтобы избавиться от страхов мы с Сашей платно ездили к психологу, но 10 занятий психолога ему ничего не дали. У нас в Перми, для таких как Саша, абсолютно ничего нет. И все психологи про этот стим в один голос говорят так: «У всех они, даже у нормальных людей, разные: кто качает ногой, кто накручивает волос на палец, кто постукивает ногой и т. д» Сейчас мы в четвертом классе пока идем на пятерки, но все равно когда сядем делать домашнее задание он сидит как будто в какой-то оболочке и очень тяжело из нее выходит, поэтому в нормальной школе он не потянет, потому что ходим в школу 7го вида, не знаю как будет дальше, но недавно у него проскочило: «Дедушка, а меня переведут в пятый класс?», но только один раз больше я не слышал. Убедительно прошу Вас посоветуйте, что мне делать, времечко неумолимо бежит надо все как-то исправлять или пусть все идет так самотеком, куда направить его способности, с чем его приготовить к жизни, что у него развивать и как это узнать? Заранее благодарен, с уважением, Владимир. Убедительно прошу Вас не оставьте мое письмо без ответа.

Ответ:

Уважаемый Владимир, вы удивительный и чуткий дедушка. У Вас уже проделан колоссальный труд.

В Беларуси система образования строится по другим принципам, я не могу предположить, что такое школе 7 типа и какое образование она дает. Но по Вашему описанию у Вас высокофункционал

Возможно на этом сайте Вы найдете необходимую информацию.

Всего Вам хорошего,

Анна

А может, у меня аутизм?

Вопрос:

Как можно продиагностировать себя на аутизм? Мне 32 года.

Ответ:

Попробуйте поискать тесты в интернете. Например, на этом сайте есть масса информации по интересующей Вас теме.

Если предстоит переезд

Вопрос:

«Собираемся семьей переехать в Беларусь, в Минск. У старшего ребенка аутизм, учится в инклюзивной школе в 5-ом классе.

Подскажите, пожалуйста, куда нам обратиться, в какую школу и какие документы подготовить?»

Ответ:

Данный вопрос будет решать Управление образования по месту Вашего жительства.

Нужна ли ребенку инвалидность?

«У нас двое детей,мальчик, 4 года (диагноз под вопросом, синдром Аспергера или РДА) и девочка, в апреле 3 года ( диагноз --  РДА)."

В детском психоневрологическом центре сказали, что в ближайшее время предложат инвалидность обоим детям. Мы не уверены, стоит ли соглашаться. Вроде бы это не плохо,  какие-то льготы, пособие, может, что-то еще... Но боимся, что инвалидность создаст проблемы детям в будущем.

Хочется поступить правильно. Нужен совет в этом вопросе, у нас нет опыта. С уважением,Зоя Владимировна, бабушка».

Уважаемая Зоя Владимировна, к сожалению, ответа на Ваш вопрос нет. Как и нет прогноза развития детей.

На наших ресурсах не раз поднималась эта тема, -- поверьте, каждая семья решала для себя этот вопрос. Денег и времени на реабилитацию детей может потребоваться очень много. Оформление инвалидности даст возможность маме не работать с сохранением трудового стажа; пособие на детей и маму около 5 миллионов в Вашем случае; бесплатные детский сад и проезд в транспорте.

Что будет через 15 лет? Если реабилитация будет успешной,  диагноз снимут. Если нет, то у детей будет возможность получать пособие или работать.

Несомненно, статус ребенка-ивалида -- это не то, о чем мечтали родители. И Вы можете не оформлять инвалидность. Но, насколько ясно из письма, дети уже состоят на учете с диагнозами.

О гомеопатическом лечении

«А известно ли вам, что правильное гомеопатическое лечение устраняет симптомы аутизма? Зачем вам боротся с тем, что можно вылечить?..»

Спасибо за вопрос. К большому сожалению, все, кто прибегал к помощи гомеопатии, добились хороших результатов только по здоровью. Возможно, не повстречались врачи, которые готовы были работать с аутизмом.

Буду бесконечно благодарна, если Вы сможете поделиться своими результатами. Жду ответа.

Как найти школу с инклюзивными классами?

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где планируются инклюзивные классы на 2016/2017 учебный год. Спасибо! (г. Минск)


Что касается инклюзивных классов (согласно принятой в Беларуси Концепции развития инклюзивного образования), то в ближайшие лет 5 будут работать только опытные площадки и готовиться законодательная база.

Я так понимаю, что Вас больше интересует вопрос, куда отправить ребенка учиться? В прошедшую субботу, 5 декабря 2015, года наша организация проводила собрание родителей первоклассников. По итогам могу сказать, что это не последнее мероприятие, и если Вы будете отслеживать информацию на сайте и в Фейсбук-сообществе МБОО «Дети. Аутизм. Родители», то мы с Вами встретимся и поговорим более предметно.

Надеюсь, одна из мам нашей организации возьмет на себе организационную часть и сможет аккумулировать информацию обо всех активных и небезразличных родителях.

Сегодня родители ищут себе компанию. Только хорошей командой можно создать приемлемые условия для своих детей в существующих законодательных рамках. Надо понимать, что это требует огромных душевных и материальных ресурсов.

Сложно сказать, какая ситуация будет 1 сентября 2016 года. Законодательство сегодня довольно «жестко рекомендует» учитывать количество детей в классе и их учебные программы (ТО, ТНР и вспомогательная).

Чем раньше Вы определитесь со школой и найдете таких же родителей, тем больше шансов у Вас подготовить за лето тьюторов и необходимую методическую базу.  Возможно, Вам стоит обратиться в ЦКРОиР Вашего района, с просьбой познакомить с будущими первоклассниками. Все дети там проходят комиссии, и, как правило, сотрудники ЦКРОиР знают «своих» детей.

Трудности перехода

“Здравствуйте. У нас мальчик 5,9. Очень большая проблема – трудности перехода. Ему трудно принимать что-то новое, ходить новыми маршрутами. Спонтанность вызывает страшные истерики. Скажите, что с этим можно сделать?”


Хороший вопрос. Многие родители сталкивались с такой проблемой. Для всех людей с аутизмом рутина является залогом стабильности и уверенности. Совершенно понятно, что от изменения маршрута у ребенка начинается паника. Если бы я села в такси, а меня повезли совершенно в другую сторону, я бы тоже впала в панику. И слова – успокойся, все будет хорошо, – только усилили бы ее.

Что могло бы меня успокоить? Видимо, четкий план. Фото дороги, точное описание маршрута. У каждого свой рецепт.

Конечно, каждый случай надо рассматривать отдельно. Возможно, ребенка пугает вывеска или странный звук кондиционера, да что угодно, если вы начинаете идти по новому пути.

Работа с расписаниями будет для вас первым шагом к решению вопросов. Чем подробнее будут расписаны события, тем лучше. Фото, картинки, – пригодится все.

Даю ссылку на сайт фонда «Выход» http://outfund.ru/tag/vospitanie-detej-s-autizmom/ Надеюсь, что среди этой информации Вы что-то для себя найдете.

«Не капризничает, не зовет, не тянется ручками...»

«Извините за длинный текст, не могу уже все это держать в голове.

Моему сыну 5 месяцев. Роды были в 41 неделю и 3 дня, тяжелыми, применяли вакуум (слабая род. Деятельность, крупный плод 4290 г). У малыша был отек мозговой ткани, огромные кефалогематомы.

Делали МРТ, ЭЭГ в месяц,были в норме, на УЗИ мозга – минимальная асимметрия желудочков. Выписались из «Мать и дитя» с диагнозом «Энцефалопатия сред. степени тяжести смешанного генеза» в 1 месяц 5 дней.

У меня до 2 месяцев была страшная депрессия и сейчас иногда наплывы, дома всегда одни с ребенком, муж с работы на работу, помощи нет. Вовка стал гулить в 3 недели, улыбался, когда я целую в щечки. Потом стал повторять за мной «агу». Появился комплекс оживления. В 3 месяца услышала его смех, когда за шею кусала. Перевернулся в 3 месяца 19 дней.

Беспокоит, что с 4 месяцев он перестал «агукать», только пищал. Сейчас гуление снова появилось, но только «сам с собой».На диалог я его вызвать не могу. На меня смотрит бегло, – глянет, иногда улыбнется и отвернется. С игрушками играет.

Теперь он совсем не хочет смотреть на чужих, на их голос не реагирует, на папу лучше, но тоже неохотно (он у нас редко бывает дома).Отворачивается от зеркала. На меня может более-менее долго смотреть только когда любимую песенку пою («Далеко-далеко...»).

Когда хожу по комнате, наблюдает. Разговариваю с ним издалека – смотрит. Руки ко мне не тянет. Когда тяну свои, смотрит на руки, не понимает. Но тянет руки к своей бутылочке (мы на ИВ) и держит ее сам.

Спит хорошо и днем, и ночью. Вообще спокойный очень, не требует рук, может долго играть один. Когда разговариваю с ним, а потом отхожу, не капризничает, не зовет. Но я все равно стараюсь всегда быть рядом, разговаривать, петь, стишки рассказывать, завлекать, чтобы посмотрел.

Поворачивается, когда зову через раз (реагирует просто на голос, не на имя). У нас мышечная дистония, сейчас плохо держит спинку, невролог назначил массаж, нейромультивит, это было в 4 месяца, тогда еще меня его поведение не беспокоило. Может, это у меня паранойя, как говорит муж?

Знаю, что Вы по своей девочке заметили неладное еще в 3 месяца. Что Вы можете сказать о моем ребенке и что мне делать дальше? Я очень мнительный человек, от информации в интернете совсем опускаются руки. Буду очень благодарна Вам за ответ».

Здравствуйте. Очень хорошо, что Вы собрались с силами и написали мне. Не каждая мама может заметить такие нюансы поведения ребенка.

Все же с моей стороны будет крайне безответствено давать советы. Я нашла специалиста, которая работает и консультирует таких малышей и родителей. Не корректно будет выкладывать ее номер телефона в общий доступ. Очень Вас прошу позвонить мне.

+375 (44) 5-000-455

Аня

Нужен совет: кто делал микрополяризацию?

У моего сына аутизм.Ему 5,5 лет ,ходит в детсад в группу для детей инвалидов.Не говорит,сильная избирательность в еде, в туалет не просится, много чего боится,особенно громких звуков.

В понедельник ложимся в Новинки на микрополяризацию мозга. Хотелось бы узнать отзывы об этой процедуре.

Заранее спасибо.Мама Владика Татьяна.

Здравствуйте, Татьяна! На нашем сайте нет форума, а мнение редактора не может претендовать на истину в последней инстанции. Поэтому Ваш вопрос я скопировала в нашу группу в сети Фейсбук. Ответы и советы можно читать здесь facebook.com

Как научить ребенка с аутизмом правильно надевать обувь?
Картинку разрезаете пополам, наклеиваете на стельку. Когда обувь стоит правильно, картинка получается. Когда не правильно, картинка не получается.
В одной из профильных групп на Фейсбуке есть рекомендация – обвести и вырезать контур обуви из бумаги, заламинировать и разместить в прихожей. Ребенок будет сравнивать, совпадает или нет.
Автор совета – Оксана Трушик
Как научить детей с аутизмом показывать, где болит?

АВА-терапевт и первый в Беларуси профессиональный тьютор Юлиана Пьянкова предлагает распечатать и всегда носить с собой фотографию ребенка (или схематичное изображение человека), чтобы ребенок мог отметить, где болит.

– Картинка должна быть постоянно с вами, и в ситуации, когда ребенок, например, царапает, режет палец или ударяется какой-либо частью тела, показывайте соответствующее место на картинке и проговаривайте «здесь больно».

Можно сразу же показывать на ребенке. Я обычно сначала рукой ребенка показываю на картинке, а потом сразу перевожу руку на больное место.