Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма

Присоединяйтесь к нам в
Помощь в поиске: самое популярное на сайте
рассказ о непохожем брате дружба имитация книги особому ребенку первые признаки Имитация сложных движений ребёнок аутизм нейротипики социальная история Сенсорная стимуляция ABA поведение агрессивное поведение логопед диагноз аутизм ежедневное расписание «исключительные дети» игра с аутичным ребёнком Конвенция о правах инвалидов особенности поведения Юлиана Пьянкова книга клуб тьюторов контакт глазами синдром Аспергера издевательства в школе утежеленное одеяло откуда беруться дети с аутизмом обучение Имитация с использованием крупной моторики моббинг сенсорная игра братик мультик функция поведения речевые шаблоны система коммуникации через обмен картинками школа Одежда для уменьшения стресса и поведенческих проблем в школе и дома игры друг Имитация с предметами обучение чтению Визуальные подсказки самостимуляция уроки доброты Луна артикуляционная гимнастика воспитание сенсорные ощущения выгорание от аутизма видеоуроки инклюзия мультфильм эмоциональный интеллект фильм о детях с аутизмом поведенческий импульс поведенческий момент аутичный ребёнок фонд «Выход» игра агрессия PECS гнев надевать обувь тьютор Picture Exchange Communication System стимминг инклюзивный класс Расслабление эмоции одаренность с дисгармоничным типом развития диагноз родители самоповреждение Сенсорные стратегии как научить ребёнка помощь ребёнку с аутизмом шизофрения высокофункциональный аутизм Успокаивющие методы лицевая слепота
К началу Материалы Родителям Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к началу учебного года?

Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к началу учебного года?

Автор: Питер Герхард / Peter Gerhardt
Источник: Autism Speaks

 

Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к началу учебного года?

 

«В конце прошлого лета наши близнецы — у них обоих аутизм — с большим трудом могли вернуться к долгим учебным дням и раннему подъему по утрам. Как мы могли бы помочь им подготовиться к этому переходу в новом учебном году?»

Переход от расслабленного летнего расписания к началу школьного года тяжело дается любому ученику. При аутизме такой переход может быть особенно трудным. Как вы заметили, таким детям часто очень тяжело заново адаптироваться к требованиям продолжительного дня в школе, а также к раннему подъему по утрам.

Адаптация к времени сна и пробуждения

Давайте начнем с решения проблемы раннего подъема по утрам. В целом, этого можно добиться с помощью подхода, который мы называем «формирование». Во-первых, подумаем, сколько времени понадобится для того, чтобы изменить летний режим ваших детей и сделать его таким же, как и режим во время учебного года.

Допустим, что сейчас ваши дети встают в 9 утра. Однако в первый день учебы в школе им будет нужно встать в 6:30 утра. Значит, вам нужно будет формировать 2,5 часа. В идеале, вы должны начать процесс формирования примерно за месяц до начала учебного года. Схема формирования должна выглядеть примерно так:

Неделя 1: Будите детей на полчаса раньше, чем они обычно встают летом. В данном примере это будет 8:30 утра. Желательно сразу же предложить ребенку стакан сока или другое положительное подкрепление за то, что он встал с кровати.

Неделя 2: Сдвиньте время пробуждения еще на 30 минут. Таким образом, каждый день дети будут вставать в 8 утра. Продолжайте предлагать детям положительное подкрепление, будь это стакан сока или ласковая похвала, за то, что они встали. Это подходящая неделя, чтобы также начать менять время отхода ко сну. Допустим, дети будут ложиться на 30 минут раньше, чем обычно.

Неделя 3: Теперь поставим более амбициозную цель. Сдвинем время пробуждения на 45 минут (в нашем примере на 7:45). Продолжайте предоставлять положительное подкрепление, теперь как за подъем с кровати, так и за первый шаг из рутины по подготовке к школе по утрам. Например, таким шагом может быть надеть ту одежду, которая была подготовлена вчера вечером, прежде чем выйти из своей комнаты. Или первый шаг — умыться и причесаться перед завтраком. По возможности постарайтесь обеспечить не менее 8 часов сна изменив время отхода ко сну на более раннее — до 45 минут.

Неделя 4: Передвиньте время пробуждения на 15 минут ближе к времени для учебного года. В этом случае это будет 6:45 утра. Предоставляйте положительное подкрепление за то, что дети встали с кровати и выполнили два первых шага ежедневного ритуала сбора в школу.

Первая учебная неделя: Будите детей каждый день в нормальное время. Предоставляйте положительное подкрепление за то, что дети встали с кровати и выполнили столько шагов из своего утреннего ритуала, сколько у них получилось.

Адаптация к требованиям школы

Для того чтобы помочь с переходом к требованиям учебного дня, я рекомендую поговорить с учителями, тьюторами и/или школьным психологом детей. Определенно здесь нужна координация со школой. Помните, что в течение первой недели ваши дети, как и все остальные, будут уставать гораздо больше. Их настроение может быть далеко не лучшим.

В идеале учитель начнет учебный день с предпочитаемых детьми занятий, чтобы ученикам было легче перейти к школьному расписанию. Во время первых недель я обычно рекомендую учителям разрешать короткие перерывы, занимающие до половины учебного дня, которые включают в себя физическую активность или другие желанные занятия, но только не сон.

Как правило, я рекомендую не разрешать ученикам с аутизмом или другими особенностями развития спать в школе за исключением, конечно, случаев, когда ученик заболел и ждет родителей, которые его заберут. Если они будут бодрствовать в школе в течение дня, то им будет проще уснуть и не просыпаться ночью.

Я также рекомендую учителям пользоваться визуальной поддержкой или другим типом расписания, чтобы дети могли отслеживать свой прогресс в течение школьного дня. Без знания о том, когда что-то закончится, даже короткое занятие покажется ученику с аутизмом целой вечностью. Визуальные расписания — это прекрасный способ, подсказывающий ученикам, сколько времени уже прошло, и когда закончится школьный день.

Надеемся, этот материал оказался для вас полезен или интересен. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Поделитесь в соц. сетях, чтобы и другие родители смогли лучше понять своих детей.