Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма

Присоединяйтесь к нам в
Помощь в поиске: самое популярное на сайте
Юлиана Пьянкова самостимуляция аутизм книги особому ребенку PECS помощь ребёнку с аутизмом шизофрения особенности поведения стимминг утежеленное одеяло выгорание от аутизма игры социальная история обучение чтению одаренность с дисгармоничным типом развития братик сенсорные ощущения Имитация с использованием крупной моторики диагноз обучение контакт глазами Одежда для уменьшения стресса и поведенческих проблем в школе и дома ABA первые признаки мультфильм Успокаивющие методы родители эмоции игра с аутичным ребёнком гнев Имитация сложных движений Picture Exchange Communication System эмоциональный интеллект поведение дружба тьютор система коммуникации через обмен картинками функция поведения поведенческий момент инклюзивный класс аутичный ребёнок Сенсорные стратегии школа книга лицевая слепота синдром Аспергера логопед высокофункциональный аутизм видеоуроки воспитание агрессия Расслабление клуб тьюторов как научить ребёнка имитация самоповреждение фонд «Выход» речевые шаблоны моббинг фильм о детях с аутизмом артикуляционная гимнастика сенсорная игра агрессивное поведение ребёнок Имитация с предметами рассказ о непохожем брате ежедневное расписание надевать обувь Визуальные подсказки Луна мультик нейротипики издевательства в школе игра Конвенция о правах инвалидов «исключительные дети» диагноз аутизм Сенсорная стимуляция поведенческий импульс уроки доброты друг инклюзия откуда беруться дети с аутизмом
К началу Материалы Альтернативная коммуникация 6 популярных заблуждений о системе коммуникации PECS

6 популярных заблуждений о системе коммуникации PECS

В своей практике мне часто доводилось слышать, как люди говорят о системе коммуникации PECS вещи, в корне не соответствующие действительности.   Подобные ситуации повторялись  так часто, что в конце-концов я принял решение попытаться разложить все по полочкам, и начал писать  эту статью. Здесь вы найдете самые распространенные заблуждения о системе PECS, и мои комментарии, в которых я попытался объяснить, почему  их не стоит принимать на веру.

1. PECS это то же,  что и визуальное расписание

PECS расшифровывается как Picture Exchange Communication System (система коммуникации через обмен картинками). Это система коммуникации, в которой с собеседником вместо реплик обмениваются  карточками, как правило, для того чтобы попросить о чем-то. В визуальном расписании могут быть использованы аналогичные картинки, но само расписание представляет собой отображение событий в течение дня. В расписании может быть отражена, например, последовательность уроков в школе, или цепочка действий ( мытье рук, подготовка ко сну). У визуального расписания совсем иная функция, отличная от PECS, и обучают им пользоваться тоже совсем по-другому.


2. PECS тормозит развитие речи

Исследования доказывают, что PECS (наряду с языком жестов и другими методами облегченной коммуникации) наоборот, может подтолкнуть развитие речи. Когда ребенок просит вас о чем-то, вы можете назвать предмет, и тогда приятный стимул свяжется у него в сознании с произнесенным словом, и подтолкнет его к дальнейшему освоению речи. Чуть позже вы можете начать делать небольшие паузы, прежде чем назвать предмет, о котором ребенок просит, и выполнить его просьбу. Возможно через какое-то время  он  сам сможет озвучивать свои пожелания (или начнет пытаться). У ряда детей введение PECS  не оказало существенного влияния на развитие речи, но все же эта система успешно применяется как функциональный метод коммуникации, отвечающий потребностям ребенка.

3. Моему ребенку PECS не подходят, потому что... ( мы уже пробовали, он ненавидит книжки, он не понимает и не любит карточки, он не соотносит картинки с предметами и т.д.)
Если подойти к вопросу правильно, ребенка можно научить использовать PECS всего за  5 часов.  Он  не должен уметь различать картинки, не должен даже любить карточки. Если за дело берется профессионал, все фазы PECS становятся доступны для любого ребенка.


4. PECS не имеет отношения к  ABA

Создатели PECS энди Бонди (PhD) и Лори Фрост (MS, CCC/SLP) завершили свою работу в 1985 году. Хотя сами они не являются поведенческими аналитиками, их система базируется на фундаментальном труде Б.Ф.Скиннера "Вербальное поведение". Детей учат коммуникации при помощи поведенческих методик, таких как подсказки и подкрепления, все этапы обучения разбиты на множество крошечных шагов.Собственно говоря, дети практикуют навык "манд"(просьба), вербальная реакция, описанная Скиннером, главным образом, как способ попросить желаемый объект. Это определение соответствует вербально-поведенческому подходу к развитию языковых навыков, который существует в рамках ABA


5. Мой ребенок слишком взрослый для введения PECS

Если ваш ребенок не успел овладеть ни одним способом коммуникации (речью, языком жестов и т.д.), вам стоит всерьез задуматься о введении PECS или какой-либо аналогичной системы. Любой человек имеет право получить возможность сообщать о своих нуждах максимально доступным и простым способом. Очень часто дети старшего возраста и взрослые, не владеющие навыками коммуникации, демонстрируют неподобающее и опасное поведение: агрессию, самоповреждение, вспышки гнева, в ситуации, когда они не могут самостоятельно получить желаемое. PECS - эффективным метод альтернативной коммуникации. При грамотном введении, он может в несколько раз уменьшить случаи проявления подобного поведения.


 6. Язык жестов лучше чем PECS

Некоторые семьи, при выборе системы коммуникации для ребенка, делают выбор в пользу языка жестов. Но следует помнить, что языком, который использует ребенок, придется овладевать всему его окружению. Так что, если учителя, члены семьи и другие люди, окружающие вашего ребенка, готовы овладеть или владеют языком жестов, возможно это хороший выбор. Используя PECS, ребенок вынужден везде носить с собой альбом с картинками, а жествы "всегда в кармане". Однако, выучить жестовый язык может быть не просто, если у ребенка проблемы с моторикой или навыком имитации. Некоторые дети изучают различные вариации на основе языка жестов, но такой навык скорее затормозит развитие коммуникации у ребенка, потому что те, кто владеет обычным языком жестов, но не знают специфических символов языка, которому обучили вашего ребенка, не смогут его понять.


Надеюсь, что внес в эту тему чуть больше ясности!

Переводчик: Марина Лелюхина

Источник: http://autismtranslations.blogspot.ru/2014/10/pecs-pecs.html?spref=fb

Поделитесь в соц. сетях, чтобы и другие родители смогли лучше понять своих детей.