Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма

Присоединяйтесь к нам в
Помощь в поиске: самое популярное на сайте
Расслабление мультфильм Имитация с использованием крупной моторики игра инклюзивный класс эмоциональный интеллект ребёнок Юлиана Пьянкова рассказ о непохожем брате одаренность с дисгармоничным типом развития Picture Exchange Communication System тьютор агрессивное поведение самостимуляция друг речевые шаблоны Имитация сложных движений аутичный ребёнок PECS Сенсорная стимуляция самоповреждение шизофрения контакт глазами игры Успокаивющие методы игра с аутичным ребёнком гнев сенсорная игра функция поведения фильм о детях с аутизмом воспитание стимминг Одежда для уменьшения стресса и поведенческих проблем в школе и дома диагноз имитация поведенческий импульс сенсорные ощущения выгорание от аутизма ABA книга поведение особенности поведения видеоуроки Имитация с предметами моббинг обучение школа поведенческий момент как научить ребёнка помощь ребёнку с аутизмом инклюзия логопед эмоции книги особому ребенку аутизм Луна система коммуникации через обмен картинками «исключительные дети» родители синдром Аспергера агрессия мультик лицевая слепота издевательства в школе первые признаки социальная история артикуляционная гимнастика ежедневное расписание братик Сенсорные стратегии надевать обувь обучение чтению фонд «Выход» Конвенция о правах инвалидов Визуальные подсказки диагноз аутизм утежеленное одеяло дружба клуб тьюторов уроки доброты высокофункциональный аутизм откуда беруться дети с аутизмом нейротипики
К началу Аутизм: просто понять Илья Виктор Грапов: «В том, что касается учебы, Илью надо только организовать»

Виктор Грапов: «В том, что касается учебы, Илью надо только организовать»

Виктор и Илья

Виктор Грапов: «В том, что касается учебы, Илью надо только организовать»

Виктор – выпускник факультета философии и социальных наук БГУ – как и его коллеги, не стремился попасть в школу и работать с детьми.

– Психологов для школы готовят педагогические университеты, их учебная программа насыщена практическими занятиями, – рассуждает Виктор. – Мне представлялось будущее, связанное с подбором персонала для крупных компаний, психологическими исследованиями или судебно-психиатрической экспертизой.

Все изменилось минувшей весной: дельфинарий «Немо» пригласил моего собеседника поработать сезон в качестве дельфинотерапевта.

– Было сложно, но я очень доволен полученным опытом. Потому что одно дело академические знания, другое – практика, да еще в такой, можно сказать, экстремальной обстановке: ребенок в воде, рядом большие животные, важно правильно оценивать ситуацию и эффективно взаимодействовать в системе «тренер-терапевт-ребенок-животное». Через три-четыре занятия ты уже знаешь ребенка – как его легче убедить, чем заинтересовать – но курс оканчивается, и приходится заново искать общий язык, уже с другим ребенком.

***

Когда летний наплыв желающих пройти дельфинотерапию иссяк, Виктор разместил в интернете резюме.

– Из возможностей, которые передо мной открылись, наиболее привлекательной показалась работа в качестве тьютора в минской школе № 187, где с сентября работает первый класс для детей с аутизмом, созданный при участии родителей из общественной организации «Дети. Аутизм. Родители». Но я довольно долго думал над этим предложением: смущала оплата труда. Я как мужчина, у которого есть семья, ставлю планку заработка выше.

С другой стороны, работа с ребенком с аутизмом очень интересная. Это новый для меня опыт, так как в дельфинарии взаимодействие во многом построено на эмоциях, здесь – более методологический, структурный подход. Новые ситуации, ты чего-то не знаешь. Это хорошо, что не знаешь – есть повод почитать, посмотреть. Плохо, когда все знаешь, и начинаешь скучать на работе.

Важно, что у тьюторов много возможностей для профессионального роста, организация «Дети. Аутизм. Родители» постоянно приглашает белорусских и зарубежных лекторов. Мне интересно работать в школе именно в рамках проекта организации, психологом в «обычную» школу я бы не пошел.

***

Виктор и Илья

Виктор говорит, работа в дельфинарии научила его не беспокоиться по поводу поиска общего языка:

– Не отвлекаясь на эмоции, я пробую установить контакт. С Ильей это было достаточно просто: он хорошо меня воспринял, сразу дал руку. На второй день мы с ним уже работали, и мальчик первый подошел, обнял меня, перебирал пальцами волосы, рассматривал. Мне было приятно такое доверие.

В университете я получил базовые знания по аутизму, но одно дело, когда написано в книге, и другое – когда ты работаешь с таким ребенком. Учебники здесь не помогут, потому что дети с аутизмом очень разные: у кого-то познавательные интересы сформированы, у других, наоборот, преобладает негативизм; кто-то ласковый, кто-то не любит прикосновений.

Илья сообразительный. По этой причине он бывает капризным – улавливает, в каких ситуациях с помощью капризов может что-то получить или чего-то избежать. Но в том, что касается учебы, его надо только организовать. Если заинтересовать, показать – он сам выполняет задания с удовольствием. Очень любит рисовать, любимый сюжет – такси. Я пытаюсь разнообразить это занятие: или меняю ракурс автомобиля, или добавляю деталей в пейзаж – ненавязчиво увожу его от стереотипа. Иногда Илья принимает мои нововведения и назавтра их воспроизводит.

В столовой, правда, с ним бывает тяжеловато – соглашается есть только свои любимые блюда. Но в общем – хороший спокойный мальчик, с которым совсем не тяжело работать.

***

По утрам, ожидая детей, мы с дефектологом обсуждаем предстоящий учебный день, подготавливаем материал – карточки и картинки, прописи.

После завтрака – пальчиковая зарядка и два-три ежедневных урока. В начале года каждый день была физкультура, тьюторы ходили в спортзал с детьми, чтобы они выплеснули энергию и поспокойнее вели себя в классе. Сейчас сокращаем количество часов в спортзале, добавляем учебных занятий – прописи, математика.

Первоклассники с аутизмом пока занимаются по индивидуальным программам в ресурсном классе. Со следующего года планируем ходить с ними в общий класс. Готовим первую инклюзивную экскурсию, хотим участвовать в общем утреннике – чтобы наши дети не просто присутствовали на празднике, а именно участвовали.

***

Кому надо обучение обычных и особенных вместе? В первую очередь детям, с которыми мы занимаемся: они часто перенимают модели поведения, и, к сожалению, не всегда лучшие. Общение с обычными детьми может научить их делать что-то по образцу, который задают дети. То есть говорить на одном языке с ровесниками.

Если бы я сейчас был школьником, мне было бы интересно учиться бок о бок с особенными учениками. Сегодняшняя система образования далека от идеала, и результаты ее работы очень разные: многие дети с пониманием и уважением относятся к ровесникам, некоторые, не понимая чужих особенностей, могут над ними издеваться.

Мне как тьютору хотелось бы посмотреть на возникающие ситуации, помочь что-то организовать. Я открыт любому опыту и готов погружаться, наблюдать, учиться...

Хотелось бы, правда, чтобы эта многогранная работа была обозначена в трудовой книжке иной записью, не «помощник воспитателя». Пока я рассказываю о своей деятельности друзьям уклончиво: «Работаю с дефектологом»...

 

Поделитесь в соц. сетях, чтобы и другие родители смогли лучше понять своих детей.